Валерий Чарушин
директор института, академик РАН



Сведения о результатах деятельности для экспертной оценки ИОС УрО РАН за период с 2013 года по 2015 год

Наука Урала

Поиск



ОБРАЗОВАНИЕ

 

1 Уровни образования

ИОС УрО РАН имеет право осуществлять образовательную деятельность по уровню образования – высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии:

- с лицензией (бессрочная) по направлениям (Приложение № 1.2 к лицензии):

 

№ пп

Коды профессий, специальностей и направлений подготовки

Наименование профессий, специальностей и направлений подготовки

Уровень образования

Присваиваемые по профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации

1

2

3

4

5

высшее образование - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

1.

04.06.01

Химические науки

высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Исследователь.

Преподаватель- исследователь

 

2.

18.06.01

Химические технологии

высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Исследователь.

Преподаватель- исследователь

 

3.

33.06.01

Фармация

высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Исследователь.

Преподаватель- исследователь

 

 

- со свидетельством о государственной аккредитации (срок действия – до 19.07.2019) по направлениям (Приложение № 2 к свидетельству):

 

№ пп

Коды укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования

Наименование укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования

Уровень образования

1

2

3

4

1.

04.00.00

Химия

высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

2

18.00.00

Химические технологии

высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

 

 

2. Нормативный срок обучения

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 12.08.2011 № 2202, составляет по направлениям:

04.06.01 - Химические науки - четыре года в очной форме и пять лет в заочной форме;

18.06.01 - Химическая технология - четыре года в очной форме и пять лет в заочной форме;

33.06.01 - Фармация - три года в очной форме и четыре года в заочной форме.

 

3. Форма обучения

Очная: направление подготовки 04.06.01 и 18.06.01

Очная, заочная:  направление подготовки 33.06.01

 

4 Основная образовательная программа высшего образования

Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (Присваиваемая квалификация Исследователь. Преподаватель-исследователь)

 

Основная образовательная программа (далее ООП) сформирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (Приказ Минобрнауки России № 1259 от 19.11.2013г.) с учетом профессиональных стандартов: Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность) (проект), Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) (проект), направленностей образовательных программ, соответствующих научным специальностям, отнесенных Приказом Минобрнауки России № 1132 от 02.09.2014 к указанному направлению подготовки.

Объем ООП составляет по направлениям:

  • 04.06.01  Химические науки - 240 зачетных единиц;
  • 18.06.01 Химическая технология - 240 зачетных единиц;
  • 33.06.01  Фармация - 180 зачетных единиц

 

4.1 ООП по направлению подготовки 04.06.01 Химические науки 

НаправленностьОрганическая химия

 

4.2 ООП по направлению подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность Технология органических веществ

 

4.3 ООП по направлению подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

 

5 Учебный план ООП – график учебного процесса и план учебного процесса (далее УП)

 

5.1 Год начала подготовки 2014 

5.1.1 УП по направлению подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность Органическая химия

 

5.1.2 УП по направлению подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленност Технология органических веществ

 

5.2 Год начала подготовки 2015

5.2.1 УП по направлению подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность Органическая химия

5.2.2 УП по направлению подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность  Технология органических веществ

5.3 Год начала подготовки 2018

5.3.1 УП по напралению подготовки 33.06.01 Фармация (очная форма)

Направленность  Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

5.3.2 УП по направлению подготовки 33.06.01 Фармация (заочная форма)

Направленность  Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

 

6 Аннотации к рабочим программам элементов ООП

 

6.1 Иностранный (английский) язык

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность Органическая химия

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность  Технология органических веществ

Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность  Фармацевтичекая химия. Фармакогнозия

 

Дисциплина «Иностранный язык (английский)» относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП аспирантуры и является дисциплиной, обязательной для освоения по всем направлениям подготовки в аспирантуре.

Основной целью изучения курса «Иностранный язык (английский)» является достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции, необходимого для осуществления научной и профессиональной деятельности в иноязычной среде.

Структура дисциплины организована в соответствии с основной целью освоения данного курса, а материал содержательно разделен на три модуля – «Грамматические особенности перевода научной литературы», «Внеаудиторное чтение» и «Развитие навыков устной речи».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 з.е. (180 ч) и включает сдачу кандидатского экзамена по иностранному языку (английскому) как форму промежуточного контроля за ходом освоения ООП аспирантуры. При очной форме обучения на самостоятельную работу аспиранта в рамках освоения данного курса  выделяется 80 ч. Трудоемкость аудиторной работы составляет 80 ч. и состоит из лекционных и практических занятий, включая контрольные и самостоятельные работы (КСР).

Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по программе аспирантуры по направлениям:

а также «Программы кандидатского экзамена по иностранным языкам» Минобрнаука 2007, «Программы кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей» 1997 и 2004, разработанных Московским государственным лингвистическим университетом под общей редакцией доктора педагогических наук, проф. Халеевой И.И.

 

6.2 История и философия науки

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность Органическая химия

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленност Технология органических веществ

 

Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

Дисциплина «История и философия науки» относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП аспирантуры и является дисциплиной, обязательной для освоения по всем направлениям подготовки в аспирантуре.

Основной целью изучения курса «История и философия науки» является базовая теоретическая подготовка к ведению научно-исследовательской работы аспирантами по всем направлениям подготовки как с учётом исторического опыта научного исследования, так и в контексте современных социокультурных условий.

Структура дисциплины организована в соответствии с основной целью освоения данного курса, а материал содержательно может быть разделён на две составляющие: исторические аспекты и социокультурные условия развития науки; основы философии науки, включающие знакомство с наукой как многомерным феноменом и его рассмотрение с точек зрения различных течений, школ, направлений философии науки. Систематизирование материала по дисциплине происходит в рамках четырёх разделов: Введение в историю и философию науки; Философские аспекты феномена науки; История науки в её связи с философией; Актуальные направления философии науки.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 з.е. (144 ч) и включает сдачу:

  • зачета, как форму промежуточного контроля за ходом  освоение дисциплины по итогам первого семестр обучения;
  • кандидатского экзамена, как форму промежуточного контроля за ходом освоения ООП аспирантуры. На подготовку и сдачу кандидатского экзамена отводится 24 ч.

Итоговый контроль в рамках государственного экзамена.    

При очной форме обучения на самостоятельную деятельность аспиранта в рамках освоения данного курса предусматривается 48 ч. Трудоёмкость аудиторной работы в целом составляет 72 ч и делится поровну между лекционными и семинарскими занятиями.

Рабочая программа дисциплины «История и философия науки» содержит все необходимые положения и полностью удовлетворяет нормам организации педагогического процесса, предусмотренными Федеральными государственными образовательными стандартами по программе аспирантуры по направлениям:  

 

6.3  Органическая химия

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность Органическая химия

 

Дисциплина «Теоретическая органическая химия» относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП аспирантуры и является дисциплиной, обязательной для освоения по программе аспирантуры.  

Цель изучения дисциплиныформирование у аспирантов системы углубленных профессиональных знаний по общим закономерностям химического поведения органических соединений во взаимосвязи со строением и проявлением их в различных условиях.

Задачи дисциплины:

- обеспечить необходимый объем фундаментальных теоретических знаний по органической химии;

- сформировать представление о природе химической связи и о пространственном строении органических соединений;

- сформировать представление об общих принципах реакционной способности и синтеза органических соединений;

- подготовить аспирантов к применению полученных знаний при выполнении научно-исследовательской работы.

Систематизирование материала по дисциплине происходит в рамках пяти разделов:

- Современные представления о природе химической связи;

- Стереохимия органических соединений;

- Общие принципы реакционной способности;

- Основные типы органических реакций и их механизмы;

- Принципы современного органического синтеза.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 з.е. (144 ч) и включает сдачу:

  • зачета по итогам освоения материала  за первый семестр обучения, как форму текущего контроля за ходом освоения программы аспирантуры;
  • кандидатского экзамена , как форму промежуточного контроя.

Итоговый контроль осуществляется в рамках государственного экзамена.

При очной форме обучения трудоёмкость аудиторной работы в целом составляет 1,5 з.е. (54 ч) и представлена лекционными занятиями.

На самостоятельную деятельность аспиранта в рамках освоения данного курса предусматривается 2,5 з.е. (90 ч).

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 02.00.03 – Органическая химия, в соответствии с программой - минимум кандидатского экзамена по специальности 02.00.03 «Органическая химия», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом по ООП аспирантской подготовки.

 

6.4  Технологии органических веществ

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность Технология органических веществ

 

Дисциплина «Теоретические основы технологии органических веществ» относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП аспирантуры и является дисциплиной, обязательной для освоения по программе аспирантуры.  

Цель изучения дисциплиныформирование у аспирантов системы углубленных профессиональных знаний по химической технологии получения в массовом масштабе органических соединений, имеющих товарную ценность, для создания энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных производств, обладающих высоким качеством продуктов и низкой их себестоимостью.

Задачи дисциплины:

- обеспечить необходимый объем фундаментальных теоретических знаний по органической химии;

- сформировать представление о природе процессов, протекающих в органическом

синтезе;  

- сформировать представление о термодинамике химических процессов и фазовых равновесии, о кинетике, механизме и катализе органических реакций;

- подготовить аспирантов к применению полученных знаний при выполнении научно-исследовательской работы.

Систематизирование материала по дисциплине происходит в рамках пяти разделов:

- Теоретические основы органической химии и механизмы реакций органических соединений;

- Методы получения органических соединений;

- Физико-химические основы процессов органического синтеза;

- Теоретические основы разделительных и реакционно-массообменных процессов в промышленности органического синтеза;

- Химические реакторы для процессов органического синтеза.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 з.е. (144 ч) и предполагает сдачу:

  • зачета по итогам освоения материала  за первый семестр обучения, как форму текущего контроля за ходом освоения программы аспирантуры;
  • кандидатского экзамена , как форму промежуточного контроя.

Итоговый контроль осуществляется в рамках государственного экзамена.

При очной форме обучения трудоёмкость аудиторной работы в целом составляет 1,5 з.е. (54 ч) и представлена лекционными занятиями.

На самостоятельную деятельность аспиранта предусматривается 2,5 з.е. (90 ч).

Рабочая программа составлена на основании паспорта специальности 05.17.04 – Технология органических веществ, в соответствии с программой - минимум кандидатского экзамена по специальности 05.17.04 «Технология органических веществ», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом по ООП аспирантской подготовки. 

 

6.5  Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

Программа предназначена для аспирантов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа соответствует:

- паспорту научной специальности 14.04.02 Фармацевтическая химия. Фармакогнозия (направленность Фармацевтическая химия. Фармакогнозия);

- учебному плану ООП аспирантуры ИОС УрО РАН по направлению 33.06.01 Фармация (Очная форма, заочная форма)

Дисциплина «Фармацевтическая химия. Фармакогнозия» относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП аспирантуры и является дисциплиной, обязательной для освоения.

Освоение дисциплины осуществляется на первом курсе (1-2 семестры) обучения в соответствии с графиком учебного процесса.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 з.е. (144 час.).

Цель изучения дисциплиныформирование у аспирантов системы углубленных профессиональных знаний, навыков и умений в области стандартизации лекарственных препаратов с точки зрения эффективности и безопасности их применения, а также с учетом современных подходов к взаимосвязи - химический состав лекарственных препаратов и его фармакологическое действие.

Задача дисциплины - обеспечить необходимый объем фундаментальных теоретических знаний по фармацевтической химии и фармакогнозии, методам стандартизации и контроля качества лекарственных средств на основе синтетического и растительного сырья.

Систематизирование материала по дисциплине происходит в рамках двух разделов:

- Фармацевтическая химия;

- Фармакогнозия.

Виды контроля:

- текущий – зачет;

- промежуточный - кандидатский экзамен;

- итоговый – в рамках государственного экзамена.

 

6.6 Строение и реакционная способность органических соединений

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность  Органическая химия

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность Технология органических веществ

 

Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность  Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

 

Дисциплина «Строение и реакционная способность органических соединений» относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП аспирантуры и является дисциплиной, обязательной для освоения по программе аспирантуры.

Цель изучения дисциплиныформирование у аспирантов умения:

– работать на современной научной аппаратуре, применяемой при проведении химических экспериментов, аналитических и физико-химических исследований;

– изучать строение и свойства, проводить экспертную оценку органических материалов.

Задачи дисциплины – освоение современных представлений о взаимосвязи строения и реакционной способности органических соединений. Понимание роли молекулярных орбиталей, выработка навыков анализа локализации и энергии граничных молекулярных орбиталей, их превращений в ходе реакции является критичным для освоения курса. Это требует от аспиранта использование современной литературы, интерактивных электронных ресурсов, специализированного программного обеспечения. Умение объяснять химические превращения в рамках изменения электронного строения позволяет выбирать правильные и эффективные пути управления химическими процессами. Бурное развитие квантовой химии в последнее десятилетие позволило переосмыслить многие реакции органической химии и найти новые пути планирования химического синтеза. Аспирант должен уметь использовать эти подходы при изучении конкретных реакций, для чего ему требуется освоить спектральные методы для определения механизмов и кинетики реакций.

Систематизирование материала по дисциплине происходит в рамках девяти разделов:

- Молекулярные орбитали и органические реакции;

- Делокализация и сопряжение. Ароматичность;

- Кислотность, основность;

- Нуклеофильность;

- Равновесие и скорость реакции;

- Пространственное строение и реакционная способность;

- Перициклические реакции;

- Катализ в реакциях кросс-сочетания;

- Изучение механизма реакций.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 з.е. (108 ч) и включает сдачу зачета, как форму промежуточного контроля за ходом освоения программы аспирантуры.

При очной форме обучения трудоёмкость аудиторной работы в целом составляет 1,5 з.е. (54 ч) и представлена в равной степени лекционными, практическими и лабораторными занятиями.

На самостоятельную деятельность аспиранта в рамках освоения данного курса предусматривается 1,5 з.е. (54 ч).

Рабочая программа разработана на основании паспорта научной специальности ( 02.00.03 – Органическая химия,  05.17.04 – Технология органических веществ   и 14.04.02 Фармацевтическая химия. Фармакогнозия) и в соответствии с учебным планом ООП  по  направлению аспирантской подготовки (04.06.0118.06.01, 33.06.01очно,  33.06.01 заочно).

 

6.7 Теория методов исследования вещества в химии

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность Органическая химия

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность Технология органических веществ

Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

 

Дисциплина «Теория методов исследования вещества в химии» относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП аспирантуры и является дисциплиной, обязательной для освоения по программе аспирантуры. 

Цель изучения дисциплиныформирование у аспирантов умения использовать современные методы спектрального анализа и квантово - химических расчетов при проведении химических экспериментов, аналитических и физико-химических исследований.

Задачи дисциплины – сформировать у аспирантов:

- представления о физических основах спектральных методов исследования вещества, а также методах и подходах для анализа спектральных данных;

- навыки квантово - химических расчетов и умения использовать их для понимания строения и свойств молекул, а также для анализа спектральных данных.

Систематизирование материала по дисциплине происходит в рамках девяти разделов:

- Основные постулаты квантовой механики;

- Квантово - химические расчеты;

- Электронное строение атома;

- Электронное строение молекул;

- Электромагнитное излучение и его взаимодействие с веществом;

- Возбужденные состояния. Образование и свойства, не зависящие от времени;

- Возбужденные состояния: явления, зависящие от времени;

- ИК-спектроскопия;

- Спектроскопия ЯМР.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 з.е. (108 ч) и включает сдачу зачета, как форму промежуточного контроля за ходом освоения программы аспирантуры.

При очной форме обучения трудоёмкость аудиторной работы в целом составляет 2 з.е. (72 ч) и представлена лекционными (18 ч), практическими (18 ч) и лабораторными (36 ч) занятиями.

На самостоятельную деятельность аспиранта в рамках освоения данного курса предусматривается 1 з.е. (36 ч).

Рабочая программа разработана на основании паспорта научной специальности ( 02.00.03 – Органическая химия , 05.17.04 – Технология органических веществ и 14.04.02 Фармацевтическая химия. Фармакогнозия) и в соответствии с учебным планом ООП по направлению аспирантской подготовки (04.06.01, 18.06.01, 33.06.01 очно и 33.06.01 заочно). 

 

6.8 Хемоинформатика

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность Органическая химия

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность  Технология органических веществ

 Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность  Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

Дисциплина «Хемоинформатика» относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП аспирантуры и является дисциплиной, обязательной для освоения по программе аспирантуры. 

Цель изучения дисциплиныФормирование у аспирантов:

- понимания необходимости знания о современных аппаратных и программных средствах и использования этих знаний в управленческой и исследовательской деятельности;

- основных понятий, принципов построения, состава функциональных модулей информационных систем управления и исследования;

- понимания иерархической структуры и принципов функционирования компьютерных систем автоматизации научных исследований (АСНИ), автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированного управления (АСУ);

- основ современной методологии решения типовых управленческих и исследовательских задач для различных уровней химико-технологической систем с использованием пакетов прикладных программ.

Задачи дисциплины – сформировать у аспирантов способность и готовность

самостоятельно использовать математическое моделирование и информационные технологии в профессиональной деятельности, в том числе:

-            приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения;

-            эксплуатировать современное оборудование и приборы в соответствии с направлением и профилем подготовки;

-            использовать методы математического моделирования для создания материалов и технологических процессов, в теоретическом анализе и экспериментальной проверке теоретических гипотез;

-            строить и использовать модели для описания прогнозирования различных явлений, осуществить их качественный и количественный анализ;

-            использовать пакеты прикладных программ при выполнении проектных работ;

- применять современные компьютерно-информационные технологии для сбора,

анализа и оценки новейших научных и технологических разработок с целью внедрения в технологический, образовательный и научный процессы.

Систематизирование материала по дисциплине происходит в рамках шести разделов:

- Введение;

- Презентация и компьютерная манипуляция молекулярных структур;

- Молекулярные дескрипторы;

- Расчетные методы количественной зависимости структура – активность (свойство) QSAR/QSPR;

- Корпоративные информационные системы управления предприятием;

- Использование информационных технологий для решения типовых  инженерно-экологических и управленческих задач;

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 з.е. (144 ч) и включает сдачу зачета, как форму промежуточного контроля за ходом освоения программы аспирантуры.

При очной форме обучения трудоёмкость аудиторной работы в целом составляет 2 з.е. (72 ч) и представлена лекционными (18 ч) и лабораторными (54 ч) занятиями.

На самостоятельную деятельность аспиранта в рамках освоения данного курса предусматривается 2 з.е. (72 ч).

Рабочая программа разработана на основании паспорта научной специальности (02.00.03 – Органическая химия,  05.17.04 – Технология органических веществ  и 14.04.02 Фармацевтическая химия. Фармакогнозия) и в соответствии с учебным планом ООП по направлению аспирантской подготовки (04.06.01, 18.06.01, 33.06.01 очно и 33.06.01. заочно).

 

6.9 Информационно-библиографические ресурсы и наукометрические инструменты в научной деятельности 

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность  Органическая химия

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность  Технология органических веществ

Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

Дисциплина относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП аспирантуры и является обязательной для освоения по программе аспирантуры.

В дисциплине освещается комплекс вопросов, касающихся базовых основ поиска, анализа и использования информации, необходимой для подготовки научных работ, публикационной активности ученых и отражения их публикаций в зарубежных и отечественных наукометрических базах данных, влияния библиометрических показателей на эффективность российской науки, а также оформления научных работ согласно требованиям ВАК и государственных стандартов.

Цель изучения дисциплины:

- знать новые законодательные и нормативные акты, принятые для информационно-

библиотечной сферы России по теме курса, отечественные и международные стандарты для подготовки публикаций, в т.ч. зарубежных, правовые и нормативные аспекты использования  мировых информационных ресурсов, информационные ресурсы, сервисы и услуги информационных организаций и библиотек, в т.ч. ЦНБ УрО РАН;

            - уметь применять правила библиографического описания разного вида источников и составления ссылочного аппарата научных работ, определять индекс научного цитирования и импакт-фактор журналов;

            - владеть навыками информационного поиска в электронных каталогах, в т.ч.

корпоративных, методикой работы с информационными ресурсами в мировых, в т.ч. зарубежных, базах данных, наукометрическими методами анализа публикационной активности, приемами безопасной работы в открытом информационном пространстве.

Систематизирование материала по дисциплине происходит в рамках четырех разделов:

- Введение. Система научной информации. Информационно-библиотечное обеспечение научных исследований;

- Методика поиска и использования информационно-библиографических ресурсов;

- Наукометрические инструменты в научной деятельности;

- Структура и оформление научных работ.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 з.е. (72 ч) и включает сдачу зачета, как форму промежуточного контроля за ходом освоения программы аспирантуры.

При очной форме обцчения трудоёмкость аудиторной работы в целом составляет 1.0 з.е. (36 ч) и представлена лекционными и практическими занятиями.

На самостоятельную деятельность аспиранта предусматривается 1.0 з.е. (36 ч).

Рабочая программа разработана на основании паспорта научной специальности (02.00.03 – Органическая химия, 05.17.04 – Технология органических веществ  и 14.04.02 Фармацевтическая химия. Фармакогнозия) и  в соответствии с учебным планом по  ООП по направлению аспирантской подготовки (04.06.01, 18.06.01, 33.06.01 очно и 33.06.01. заочно) .

 

6.1 Методология преподавания в высшей школе

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность 02.00.03 Органическая химия

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность 05.17.04 Технология органических веществ

 Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность 14.04.02 Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

Дисциплина «Методология преподавания в высшей школе» относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП аспирантуры и является дисциплиной, обязательной для освоения по программе аспирантуры. 

Цель изучения дисциплины формирование следующих результатов обучения и компетенций:

- универсальных компетенций, не зависящих от конкретного направления подготовки;

 - общепрофессиональных компетенций, определяемых направлением подготовки;

- профессиональных компетенций, определяемых направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки (далее - направленность программы).

Систематизирование материала по дисциплине происходит в рамках пяти разделов:

- Проблемы развития педагогической науки в современных условиях4
            - Методология педагогической науки;

- Методы педагогических исследований;

- Методология преподавания в высшей школе и современные информационные технологии;

- Научно-методическое и правовое обеспечение образовательной деятельности.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 з.е. (180 ч) и включает сдачу зачета, как форму промежуточного контроля за ходом освоения программы аспирантуры.

При очной форрме обучения трудоёмкость аудиторной работы в целом составляет 1 з.е. (36 ч) и представлена лекционными занятиями (32 ч) и принятием зачета (4 ч).

На самостоятельную деятельность аспиранта в рамках освоения данного курса предусматривается 4 з.е. (144 ч).

   Рабочая программа составлена с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки 04.06.01 Химические науки,   18.06.01 Химическая технология и 33.06.02 Фармация (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденных, соответственно, приказами Минобрнауки России  от 30.07.2014 г. № 869 и № 883,  от 03.09.2014 № 1201.

Рабочая программа «Методология преподавания в высшей школе» адресована аспирантам и направлена не только на теоретико-методологические и методические основы качественного усвоения содержания образования, но и носит выраженную практическую направленность.

 

6.11 Педагогическая практика   

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность 02.00.03 Органическая химия

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность 05.17.04 Технология органических веществ

Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность 14.04.02 Фармацевтическая химия. Фармокогнозия

Прохождение аспирантом педагогической практики, предусмотренной Блоком 2 ООП, позволяет ему овладеть образовательной, воспитательной, развивающей, организационной, научно-методической деятельностью, формирует у него умения анализировать, проектировать и организовывать учебный процесс, исследовать инновационные методы и формы его организации, оценивать качество профессиональной подготовки обучающихся в системе высшего образования.

Цель практики - подготовка аспирантов к научно-педагогической деятельности в системе ВО.

Задачи практики:

- актуализация имеющихся психолого-педагогических знаний и знаний по соответствующей специальности;

- изучение организации учебного и воспитательного процесса в системе ВО;

- организация целостного педагогического процесса в системе ВО.

Результатом прохождения аспирантом педагогической практики, в соответствии с

ее основной целью, является приобретение аспирантом:

            - практических навыков проведения учебных занятий;

- социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере, включая:

            - овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм занятий;

            - овладение методикой анализа учебных занятий;

- знакомство с современными образовательными информационными технологиями;

            - развитие у аспирантов личностных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в ООП ВО.

При прохождении практики аспирант должен:

            - ознакомиться с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее - ФГОС ВО) и рабочими учебными планами ООП ВО по направленности подготовки;

            - освоить организационные формы и методы обучения в организации ВО;

            - изучить учебно-методическую литературу, программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;

            - принять непосредственное участие в учебном процессе;

            - усвоить взаимосвязь преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

            Программа практики содержит пять разделов:

            - Изучение государственного образовательного стандарта и учебного плана по одной из образовательных программ

            - Работа с учебно-методической литературой, лабораторным и программным обеспечением

по выбранной дисциплине

            - Проведение пробных лекций в студенческих аудиториях под руководством преподавателя по темам, связанным с научно-исследовательской работой аспиранта

            - Проведение практических и лабораторных занятий со студентами по темам, рекомендованным руководителем педагогической практики

            - Подготовка отчетов

Общая трудоемкость педагогической практики составляет 3 з.е. (108 часов).

Практика проводится в шестом семестре.

Вид промежуточного контроля – зачет.

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности (02.00.03 – Органическая химия, 05.17.04 – Технология органических веществ, 14.04.02 - Фармацевтическая химия. Фармакогнозия), требований к профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (04.06.01 Химические науки,  18.06.01 Химическая технология, 33.06.01 Фармация)  и учебным планом  ООП по направлению аспирантской подготовки (04.06.01, 18.06.01, 33.06.01 очно и 33.06.01. заочно).

 

6.11 Научно-организационная практика

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность 02.00.03 Органическая химия

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность 05.17.04 Технология органических веществ

 Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность 14.04.02 Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

Прохождение аспирантом научно-организационной практики, предусмотренной Блоком 2 ООП, позволяет ему овладеть развивающей, организационной, научно-методической деятельностью, формирует у него умения анализировать, проектировать и организовывать научный процесс, исследовать инновационные методы и формы его организации.

Цель практики - подготовка аспирантов к научно – организационной

деятельности.

Задачи практики:

- актуализация имеющихся психолого-педагогических знаний и знаний по соответствующей специальности;

- изучение организации научного процесса в исследовательских учреждениях.

Результатомпрохождения практики, в соответствии с ее основной целью, является приобретение аспирантом:

            - практических навыков научно-методической работы, использования новых технологий исследования;

- социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере, включая:

  • умения постановки научной цели, выбора формы организации и способов активизации научной деятельности; диагностики, контроля и оценки эффективности научной деятельности
  • умения структурировать и предъявлять научный материал;

            - личностных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в основной образовательной программе высшего образования (далее - ООП ВО).

Программа практики содержит девять разделов:

- Работа с научно-методической литературой, лабораторным и программным обеспечением

научно-организационной деятельности

- Изучение опыта организации исследовательской работы в институте

- Изучение опыта организации работы студентов в институте в период прохождения ими производственной практики и выполнения выпускной квалификационной работы - бакалаврской, дипломной, магистерской (далее - ВКР)

- Разработка индивидуальной программы научно-исследовательской работы прикрепленных студентов

- Руководство научно-исследовательской работой студентов

- Консультирование студентов при написании итоговой работы (отчета, реферата, ВКР)

- Консультирование студентов при подготовке отчетного доклада для научного семинара исследовательского подразделения (лаборатории)

- Подготовка заключения о научно-исследовательской работе студента

- Подготовка отчета:

Общая трудоемкость практики составляет 3 з.е. (108 часов).

Практика проводится в шестом семестре.

Вид итогового контроля – зачет.

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности (02.00.03  Органическая химия, 05.17.04  Технология органических веществ, 33.06.01 Фармация), требований к профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (04.06.01  Химические науки,  18.06.01  Химическая технология,  33.06.01 Фармация) и учебным планом  ООП по направлению аспирантской подготовки (04.06.01, 18.06.01, 33.06.01 очно и 33.06.01. заочно).

 

6.12 Научно-исследовательская работа (год начала подготовки 2014)

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность 02.00.03 Органическая химия

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность 05.17.04 Технология органических веществ

 

Научно-исследовательская работа в структуре основной образовательной программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (Блок 3) – важнейший компонент процесса обучения по программам аспирантуры.

Целью научно-исследовательской работы (деятельности) является подготовка аспиранта к самостоятельной деятельности как ученого-исследователя.

Содержание НИР определяется в соответствии с выбранным профилем и темой кандидатской диссертации.

Цель освоения аспирантом Блока 3 «НИР» программы аспирантуры - становление его, как профессионального ученого, формирование и совершенствование у него навыков самостоятельной НИР включая:

- постановку и корректировку научной проблемы;

- работу с разнообразными источниками научно-технической информации;

- проведение оригинального научного исследования самостоятельно и в составе научного коллектива;

- обсуждение НИР в процессе свободной дискуссии в профессиональной среде;

- презентацию и подготовку к публикации результатов НИР;

- подготовку выпускной квалификационной работы для получения документа об

образовании государственного образца – диплома об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель - исследователь»;

- подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по выбранному

профилю.

НИР аспиранта должна:

- соответствовать основной проблематике профиля, в рамках которого предполагается защита кандидатской диссертации;

- быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

- основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики, в том числе:

  • использовать современную методику научных исследований
  • базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

- содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, представляемыми к защите в кандидатской диссертации.

Порядок представления и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук установлен Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - ВАК России).

Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются ВАК России.

Общая трудоемкость 195 (7020) з.е. (часов), из них: аудиторная работа 92 (3312) з.е. (часов), самостоятельная работа 103 (3708) з.е. (часов).

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности (02.00.03 – Органическая химия и 05.17.04 – Технология органических веществ), требований к профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (04.06.01 – Химические науки ,  18.06.01 – Химическая технология, Приказы Минобрнауки России от 30.07.2014, соотетственно, № 869 и № 883) и в соответствии с  учебным планом  ООП по направлению аспирантской подготовки.

 

6.13 Научно-исследовательская деятельность (год начала подготовки 2015) 

 

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность 02.00.03 Органическая химия

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность 05.17.04 Технология органических веществ

 Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность 14.04.02 Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

Научно-исследовательская деятельность (НИД) в структуре основной образовательной программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (Блок 3 – Научные исследования) – важнейший компонент процесса обучения по программам аспирантуры.

Целью научно-исследовательской деятельности является подготовка аспиранта к самостоятельной деятельности как ученого-исследователя.

Содержание НИД определяется в соответствии с выбранным профилем и темой кандидатской диссертации.

Цель освоения аспирантом Блока 3 «Научные исследования» программы аспирантуры - становление его, как профессионального ученого, формирование и совершенствование у него навыков самостоятельной НИД включая:

- постановку и корректировку научной проблемы;

- работу с разнообразными источниками научно-технической информации;

- проведение оригинального научного исследования самостоятельно и в составе научного коллектива;

- обсуждение НИД в процессе свободной дискуссии в профессиональной среде;

- презентацию и подготовку к публикации результатов НИД;

- подготовку выпускной квалификационной работы для получения документа об

образовании государственного образца – диплома об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель - исследователь»;

- подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по выбранному

профилю.

НИД аспиранта должна:

- соответствовать основной проблематике профиля, в рамках которого предполагается защита кандидатской диссертации;

- быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

- основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики, в том числе:

  • использовать современную методику научных исследований
  • базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

- содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, представляемыми к защите в кандидатской диссертации.

Порядок представления и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук установлен Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - ВАК России).

Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются ВАК России.

Общая трудоемкость НИД 171 (6156) з.е. (часов), из них: аудиторная работа 92 (3312) з.е. (часов), самостоятельная работа 79 (2844) з.е. (часов).

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности (02.00.03 – Органическая химия, 05.17.04 – Технология органических веществ, 14.04.02 - Фармацевтическая химия. Фармакогнозия), требований к профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС ВО по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (04.06.01 Химические науки, 18.06.01  Химическая технология, 33.06.01 Фармация) с учетом Приказа Минобрнауки России от 30.04.2015 № 464 "О внесении изменений в ФГОС ВО (уровень кадров высшей квалификации)  и учебным планом  ООП по направлениям аспирантской подготовки (04.06.01, 18.06.01, 33.06.01 очно и 33.06.01. заочно).

 

7 Программы кандидатских экзаменов по дисциплинам:

 

7.1 История и философия науки

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность 02.00.03 Органическая химия

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность 05.17.04 Технология органических веществ

Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность 14.04.02 Фармацевтичекая химия. Фармацевтика

 

7.2 Иностранный язык

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность 02.00.03 Органическая химия

 

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность 05.17.04 Технология органических веществ

 

Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность 14.04.02 Фармацевтическая химия

 

7.3 Органическая химия

Направление подготовки 04.06.01 Химические науки 

Направленность 02.00.03 Органическая химия

 

7.4 Технология органических веществ

Направление подготовки 18.06.01 Химическая технология

Направленность 05.17.04 Технология органических веществ

  

7.5 Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

Направление подготовки 33.06.01 Фармация

Направленность 14.04.02 Фармацевтическая химия. Фармакогнозия

- соответствуют программам – минимумам кандидатских экзаменов по данным дисциплинам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 октября 2007 г. № 274 (тексты программ-минимумов доступны на сайте ВАК по адресу http://vak.ed.gov.ru/web/guest/88);

- дополнены разделами, содержание которых отражает специфику научных исследований, проводимых по данным направлениям подготовки в институте;

- учтены при формировании рабочих программ дисциплин.

 

8 Государственная итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация (ГИА), Блок 4 ООП, включает подготовку и сдачу государственного экзамена и представление научного доклада по нацчно-квалификационной работе (НКР), выполненной на основе результатов научно-исследовательской деятельности.

Государственный экзамен может проводиться в устной и/или письменной форме. Программа государственного экзамена  имеет комплексный (междисциплинарный) характер,

учитывает специфику профиля подготовки и включает вопросы / задания теоретической и практической направленности, позволяющие проверить у выпускника аспирантуры сформированность компетенций, необходимых для присвоения ему квалификации «Преподаватель-исследователь», в том числе к работе по внедрению результатов исследовательской деятельности в образовательный процесс.

Представление научного доклада по НКР является заключительным этапом ГИА. 

При представлении научного доклада по НКР проверяется сформированность компетенций, необходимых для присвоения выпускнику аспирантуры квалификации «Исследователь».

Научное содержание НКР должно удовлетворять установленным требованиям к содержанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по направленности подготовки (научной специальности).

НКР должна обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты.

Выводы по работе должны быть аргументированы и направлены на решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний.

В НКР, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных научных результатов, а в НКР, имеющей теоретический характер, должны содержаться рекомендации по использованию научных выводов.

Основные научные результаты НКР должны быть опубликованы в российских и зарубежных рецензируемых изданиях, в том числе в журналах из перечня ВАК.

  

9 Методические документы

 

10 Реализуемые образовательные программы

 

Институт реализует две образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:

 

10.1 Шифр и название направления подготовки - 04.06.01 Химические науки

 

10.1.1 Направленность 02.00.03 Органическая химия

 

10.1.2 Присваиваемая квалификация Исследователь. Преподаватель-исследователь

 

Основная образовательная программа (далее ООП) сформирована в соответствии:

- с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (Приказ Минобрнауки России № 869 от 30.07.2014),

- с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (Приказ Минобрнауки России № 1259 от 19.11.2013г.);

- с учетом профессиональных стандартов:

  • Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность) (проект);
  • Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) (проект),

направленностей образовательных программ, соответствующих научным специальностям, отнесенных Приказом Минобрнауки России № 1132 от 02.09.2014 к указанному направлению подготовки.

 

10.1.3 Объем ООП - 240 зачетных единиц.

 

10.1.4 Срок обучения - по очной форме 4 года. 

 

10.1.5 Язык обучения – русский.

 

10.1.6 Структура ООП 

1. Базовый учебный план

2. Календарный учебный график

3. Рабочие программы дисциплин (модулей):

- Иностранный язык

- История и философия науки

- Теоретические основы технологии органических веществ

- Информационно-библиографические ресурсы и наукометрические инструменты в научной деятельности

- Методология преподавания в высшей школе

- Строение и реакционная способность органических соединений

- Теория методов исследования вещества в химии

- Хемоинформатика.

4. Рабочие программы практик, в т. ч. обеспечивающих готовность к

преподавательской деятельности:

- Педагогическая практика;

- Научно-организационная практика.

5. Рабочая программа научно-исследовательской деятельности.

6. Программа Государственного экзамена. (Пока нет).

 

10.1.7 Базовый учебный план ООП 

 

Индекс

 

Наименование элемента

программы

 

Общая трудо

емкость (З.Е.)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Б.1.

Блок 1

Образовательные дисциплины (модули)*

30

9

9

7

5

 

 

 

 

Б.1.Б

Базовая часть 

9

2

2

2

3

 

 

 

 

Б.1.Б.1

Иностранный язык

5

 

 

 2

 3

 

 

 

 

Б.1.Б.2

История и философия науки

4

 2

 2

 

 

 

 

 

 

Б.1.В

Вариативная часть

21

7

7

5

2

 

 

 

 

Б.1.В.1

Теоретическая органическая химия

4

2

2

 

 

 

 

 

 

Б1.В.2

Информационно-библиографические ресурсы и наукометрические инструменты в научной деятельности

2

 

 

2

 

 

 

 

 

Б.1.В.3

Методология преподавания в высшей школе

5

 

 

3

2

 

 

 

 

Б.1.В.4

Строение и реакционная способность органических соединений

3

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Б.1.В.5

Теория методов исследования вещества в химии

3

3

 

 

 

 

 

 

 

Б.1.В.6

Хемоинформатика

4

2

2

 

 

 

 

 

 

Б.2.

Блок 2 "Практики"

6

 

 

 

 

 

6

 

 

Б.2.В

Вариативная часть

6

 

 

 

 

 

6

 

 

Б.2.В.1

Педагогическая практика

3

 

 

 

 

 

3

 

 

Б.2.В.2

Научно-организационная практика

3

 

 

 

 

 

3

 

 

Б.3.

Блок 3

Научные-исследования

195

21

21

23

25

30

24

27

24

Б.3.В

Вариативная часть

195

21

21

23

26

30

24

27

24

Б.3.В.1

Научно-исследовательская деятельность

171

21

21

23

25

30

24

27

 

Б.3.В.2 

Подготовка научно-квалификационной работы

24

 

 

 

 

 

 

 

24

Б.4.

Блок 4

Государственная итоговая  аттестация

9

 

 

 

 

 

 

3

6

Б.4.Б.

Базовая часть

9

 

 

 

 

 

 

3

6

Б.4.Б.1

Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена

3

 

 

 

 

 

 

3

 

Б.4.Б.2

Представление научного доклада по научно-квалификационной работе

6

 

 

 

 

 

 

 

6

П.О.Б

Базовая часть,

ИТОГО

24

2

2

2

3

-

6

3

6

П.О.В.

Вариативная часть,

ИТОГО

216

28

28

28

27

30

24

27

24

П.О.

Общая трудоемкость, ИТОГО

240

30

30

30

30

30

30

30

30

                       

 

10.1.8 Численность обучающихся

 

Численность обучающихся

Источник финансирования

Бюджетные ассигнования федерального бюджета

Бюджеты субъектов РФ

 

Местные бюджеты

Договора за счет физических лиц

Договора за счет юридических лиц

Всего,

в т.ч. по курсам

6

-

-

-

-

1

3

-

-

-

-

2

3

-

-

-

-

3

4

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

 

10.1.9 Направления научной (научно-исследовательской) деятельности

 

В соответствие с Уставом института, утвержденным приказом Федерального агентства научных организаций от 08.12.2014 №1168, институт выполняет фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования по следующим направлениям:

- изучение строения, реакционной способности органических и элементоорганических соединений, механизмов и интермедиатов химических реакций, развитие физических методов исследования строения молекул;

- создание новых методологий и методов органического синтеза, в том числе асимметрического, с целью получения новых органических соединений, металлокомплексов и кластеров, а также функциональных материалов (включая полимерные, высокоэнергетические и наноматериалы) с ценными свойствами для различных отраслей техники, обороны, медицины и сельского хозяйства;

- медицинская химия: направленный синтез новых биологически активных соединений, в частности в рядах азот-, кислород-, серу- и фторсодержащих гетероциклов, а также аминокислот, в т. ч. с использованием прогнозных, включая расчетные, методов формирования веществ с заданными свойствами.

 

10.1.10 Основные результаты научной (научно-исследовательской) деятельности

 

Основные результаты за последние 5 лет

1. Важное практическое значение имеют выполняемые совместно с Институтом гриппа Минздравсоцразвития (г. Санкт-Петербург), Институтом военной медицины (г. Санкт-Петербург) и Вирусологическим центром Министерства обороны (г. Сергиев Посад) работы по созданию нового семейства противовирусных препаратов в ряду азотсодержащих гетероциклов и их нуклеозидов, в том числе активных в отношении вирусов А(Н1N1), А(H5N1) и других опасных инфекций.

Совместно с НИИ гриппа МЗ РФ при финансовой поддержке завода «Медсинтез» (г. Новоуральск Свердловской области) и «Уральского центра биофармтехнологий» (резидент «Сколково) успешно завершены I - III фазы клинических испытаний противовирусного препарата «тразавирин», получено регистрационное удостоверение Минздрава от 28 августа 2014 г., разрешающее медицинское применение препарата, в конце 2014 г. препарат «триазавирин» поступил в аптечную сеть Екатеринбурга, Москвы  и других городов РФ. Препарат «триазавирин» отмечен золотой медалью международной выставки в Женеве.

2. Успешно завершены доклинические исследования противовирусного лекарственного средства широкого спектра действия из группы триазидов для лечения гриппа и других  вирусных инфекций (госконтракт № 11411. 1008700.13.061), получены рекомендации НТС Минпромторга России и НКС ФЦП на проведение клинических испытаний лекарственного средства.

Работы по клиническому изучению препарата продолжены в рамках Госконтракта № 14411.2049999.19.104 от 05 декабря 2014 г. «Организация и проведение клинических исследований инновационного лекарственного препарата из группы триазидов для лечения гриппа» (шифр «2.2 Триазид 2014» (совместно с НИИ гриппа Минздрава РФ, г. Санкт-Петербург и компанией «Фармстандарт»).

3. Совместно с Российским онкологическим центром им. Н.Н. Блохина  завершены доклинические исследования противоопухолевого лекарственного препарата «ормустин» из класса нитрозомочевин (госконтракт № 13411. 1008799.13.163).

4. Совместно с Институтом биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН в рамках проекта РНФ № 14-13-01077 ведутся исследования по синтезу новых биологически активных соединений путем модификации пуриновых оснований аминокислотами, пептидами и хиральными аминами.

5. В рамках проекта РНФ № 15-13-00077 ведутся работы по разработке методов синтеза новых фторхинолоновых антибиотиков и других производных азинового ряда в качестве перспективных антибактериальных и противотуберкулезных средств (совместно с Институтом физиопульмонологии, г. Екатеринбург).

 

Важнейшие результаты фундаментальных исследований в 2015 году

  1. Совместно с сотрудниками кафедры экспериментальной физики Уральского

федерального университета начата работа по созданию и изучению свойств флуоресцентных сенсоров на нитроароматические соединения на основе красителей на пиримидиновой платформе. Как ранее синтезированные 4-(гет)арилзамещенные пиримидины, так и новые 4,5-ди(гет)арилзамещенные производные показали высокую чувствительность (пределы обнаружения до 10-6÷10-7 моль/л) по отношению к модельным взрывчатым веществам (2,4-динитротолуол, 2,4,6-тринитротолуолом и пикриновой кислотой).

  1. Впервые с использованием последовательности реакций нуклеофильного

ароматического замещения водорода, кросс-сочетания по Сузуки и двойной окислительной фотоциклизации осуществлен синтез новых производных азапиренов, аннелированных с тиофеном – 8-замещнных бензо[gh]дитиено[2,3-e:3’,2’-j]пиримидинов. Структура данных соединений была однозначно подтверждена с применением РСА. На основании данных фотофизических и электрохимических исследований, а также квантовохимических расчетов показана перспективность использования данных соединений для создания полупроводниковых органических материалов.

  1. Золь-гель методом синтезированы новые кремнийборсодержащие

глицерогидрогели (формального состава Si(C3H7O3)4· HB(C3H6O3)2 xC3H8O3 ·yH2O), обладающие ранозаживляющей, регенерирующей и антимикробной активностью (первичные фармакологические исследования выполнены в УГМУ), а также кремнийцинкборсодержащие глицерогидрогели (формального состава Si(C3H7O3)4· ZnC3H6O3 · HB(C3H6O3)2 · xC3H8O3 · yH2O), обладающие высокой бактерицидной активностью по отношению к возбудителям пиодермий S. aureus и S. Pyogenes и фунгицидной активностью в отношении всех исследованных тест-культур дерматофитов, включая Candida  (микробиологические исследования выполнены в УрНИИДВиИ). Разработан ряд эффективных стоматологических средств для лечения: 1) пародонтита и заболеваний слизистой оболочки рта, ассоциированных с геликобактерной инфекцией; 2) пародонтита у больных с хронической почечной недостаточностью; 3) герпетических инфекций.

  1. В ряду 2-арилгидразинилиден-3-оксо-3-полифторалкилпропионатов найдены

высокоэффективные и селективные обратимые ингибиторы карбоксилэстеразы - ключевого фермента гидролитического метаболизма лекарственных препаратов, содержащих сложноэфирную группу. Использование ингибиторов карбоксилэстеразы в качестве солекарств может иметь огромное инновационное значение из-за расширения применимости известных медицинских препаратов, повышения их терапевтической эффективности и снижения побочных эффектов. Ингибирующие действие найденных соединений наблюдается в наномолярном диапазоне, что соответствует лучшим мировым достижением.

  1. Разработан эффективный метод повышения фоточувствительности TiO2

 посредством конъюгации наночастиц CdS. Композиты CdS/TiO2 получены золь-гель методом при использовании в качестве среды стабильного коллоидного раствора наночастиц CdS. Проведена оценка фотокаталитических свойств композитов CdS/TiO в видимой области спектра, используя в качестве аргумента две реакции окисления: этанола до ацетальдегида (λ > 420 нм) и гидрохинона до хинона (λ = 440–460 нм) (Рис.).

Установлено, что при парциальном окислении этанола синтезированные композиты CdS/TiO проявляют высокую активность и стабильность, их квантовая эффективность зависит от мольного соотношения CdS:TiO2 и составляет ~ 2% (0.81 ммоль/ч). Показано, что степень превращения гидрохинона не зависит принципиальным образом от структуры CdS/TiO и составляет ~ 60%.

  1. Изучены процессы кинетического разделения рацемических гетероциклических

аминов в результате ацилирования хлорангидридами хиральных 2-окси и 2-тио-алкановых кислот. Энантиомеры хиральных гетероциклических аминов представляют интерес в качестве ключевых интермедиатов и промежуточных продуктов в синтезе современных лекарственных препаратов. Предложены модели возможных переходных состояний, возникающих в ходе взаимодействия гетероциклических аминов с изученными хлорангидридами и обуславливающих наблюдаемую высокую стереоселективность.

  1. Разработана композитная рассасывающаяся оболочка на основе сополимеров L- и

D,L-лактида с гликолидом и метод ее получения для формирования быстро сборных стрендов (совместно с ГНЦ РФ – ФЭИ имени А.И Лейпуновского, г. Обнинск) – рассасывающиеся материалы для брахитерапии онкологических заболеваний (начаты клинические испытания разработанных стрендов в Медицинском радиологическом научном центре им. А.Ф. Цыба). Получены гибридные пленки этилцеллюлоза-SiO2, для которых параметр Флори-Хаггинса убывает в ряду вода > ДМСО > диоксан > ТГФ. Селективность первопарационного отделения  органических растворителей для 10% растворов изменятся в ряду: 95% (ТГФ) _ 83% (диоксан) _ 72% (ДМСО). Впервые синтезированы гибридные композиты в матрице целлюлозы состава целлюлоза/SiO2-ТiO2.  При синтезе в качестве матрицы использован природный целлюлозный композит, содержащий нативный оксид кремния.

  1. С целью создания доступных краун-эфир-содержащих сорбентов разрабатываются

подходы к фиксации молекул дибензо-краун-эфира на полимерной или неорганической подложке. Разработан новый метод синтеза дибензо-краун-эфиров, отличающийся от известных использованием гетерогенного катализатора – оксида наноразмерного металла. За счет повышения хемоселективности процесса выходы продуктов повышаются, снижается продолжительность процесса, отпадает необходимость в использовании инертного газа, упрощаются процессы выделения промежуточных и целевых продуктов реакции. Метод позволяет использовать вместо дорогих дитозилатов олигоэтигенгликолей их галогенпроизводные. Запатентованы процессы получения дибензо-краун-эфиров, а также полупродуктов их получения. Разработаны методы синтеза замещенных дибензо-краун-эфиров, содержащих хлорметильные группы, удобные для химической иммобилизации краун-эфиров на полимерную или неорганическую подложку.

 

10.1.11 Научно-исследовательская база

При научно-исследовательской деятельности аспиранты могут использовать уникальное научное оборудование, имеющееся в институте.

 

10.1.12 Результаты приема на обучение по ООП (средний балл) 

 

Год приема

Источник финансирования

Бюджетные ассигнования федерального бюджета

 

Бюджеты субъектов РФ

 

Местные бюджеты

Договора за счет физических лиц

Договора за счет юридических лиц

2014

4.78

-

-

-

-

2015

4.33

-

-

-

-

2016

ХХХ

-

-

-

-

 

10.1.13 Результаты перевода, восстановления и отчисления в процессе обучения по ООП

 

Год обучения

 

Источник финансирования

Бюджетные ассигнования федерального бюджета

 

Бюджеты субъектов РФ

 

Местные бюджеты

Договора за счет физических лиц

Договора за счет юридических лиц

перевод

восстановление

отчисление

 

 

 

 

2014

Нет

Нет

Нет

Нет обучающихся

2015

Нет

Нет

Нет

Нет обучающихся

2016

Нет

Нет

Нет

Нет обучающихся

 

10.2 Шифр и название направления подготовки - 18.06.01 Химическая технология

 

10.2.1 Направленность 05.17.04 Технология органических веществ

 

10.2.2 Присваиваемая квалификация Исследователь. Преподаватель-исследователь

 

Основная образовательная программа (далее ООП) сформирована в соответствии:

- с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (Приказ Минобрнауки России № 883 от 30.07.2014);

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (Приказ Минобрнауки России № 1259 от 19.11.2013г.);

- с учетом профессиональных стандартов:

  • Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность) (проект),
  • Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) (проект),

направленностей образовательных программ, соответствующих научным специальностям, отнесенных Приказом Минобрнауки России № 1132 от 02.09.2014 к указанному направлению подготовки.

 

1.2.3 Объем ООП составляет 240 зачетных единиц.

 

10.2.4 Срок обучения - по очной форме 4 года.

 

10.2.5 Язык обучения – русский. 

 

10.2.6 Структура ООП 

1. Базовый учебный план

2. Календарный учебный график

3. Рабочие программы дисциплин (модулей):

- Иностранный язык

- История и философия науки

- Теоретические основы технологии органических веществ

- Информационно-библиографические ресурсы и наукометрические инструменты в научной деятельности

- Методология преподавания в высшей школе

- Строение и реакционная способность органических соединений

- Теория методов исследования вещества в химии

- Хемоинформатика.

4. Рабочие программы практик, в т. ч. обеспечивающих готовность к

преподавательской деятельности:

- Педагогическая практика;

- Научно-организационная практика.

5. Рабочая программа научно-исследовательской деятельности.

6. Программа Государственного экзамена (Пока нет).

 

10.2.7 Базовый учебный план ООП 

 

Индекс

 

Наименование элемента

программы

 

Общая трудо

емкость (З.Е.)

Распределение трудоемкости (з.е.)

по семестрам

1

2

3

4

5

6

7

8

Б.1.

Блок 1

Образовательные дисциплины (модули)*

30

9

9

7

5

 

 

 

 

Б.1.Б

Базовая часть 

9

2

2

2

3

 

 

 

 

Б.1.Б.1

Иностранный язык

5

 

 

 2

 3

 

 

 

 

Б.1.Б.2

История и философия науки

4

 2

 2

 

 

 

 

 

 

Б.1.В

Вариативная часть

21

7

7

5

2

 

 

 

 

Б.1.В.1

Теоретические основы технологии органических веществ

4

2

2

 

 

 

 

 

 

Б1.В.2

Информационно-библиографические ресурсы и наукометрические инструменты в научной деятельности

2

 

 

2

 

 

 

 

 

Б.1.В.3

Методология преподавания в высшей школе

5

 

 

3

2

 

 

 

 

Б.1.В.4

Строение и реакционная способность органических соединений

3

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Б.1.В.5

Теория методов исследования вещества в химии

3

3

 

 

 

 

 

 

 

Б.1.В.6

Хемоинформатика

4

2

2

 

 

 

 

 

 

Б.2.

Блок 2 "Практики"

6

 

 

 

 

 

6

 

 

Б.2.В

Вариативная часть

6

 

 

 

 

 

6

 

 

Б.2.В.1

Педагогическая практика

3

 

 

 

 

 

3

 

 

Б.2.В.2

Научно-организационная практика

3

 

 

 

 

 

3

 

 

Б.3.

Блок 3

Научные-исследования

195

21

21

23

25

30

24

27

24

Б.3.В

Вариативная часть

195

21

21

23

26

30

24

27

24

Б.3.В.1

Научно-исследовательская деятельность

171

21

21

23

25

30

24

27

 

Б.3.В.2 

Подготовка научно-квалификационной работы

24

 

 

 

 

 

 

 

24

Б.4.

Блок 4

Государственная итоговая  аттестация

9

 

 

 

 

 

 

3

6

Б.4.Б.

Базовая часть

9

 

 

 

 

 

 

3

6

Б.4.Б.1

Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена

3

 

 

 

 

 

 

3

 

Б.4.Б.2

Представление научного доклада по научно-квалификационной работе

6

 

 

 

 

 

 

 

6

П.О.Б

Базовая часть,

ИТОГО

24

2

2

2

3

-

6

3

6

П.О.В.

Вариативная часть,

ИТОГО

216

28

28

28

27

30

24

27

24

П.О.

Общая трудоемкость, ИТОГО

240

30

30

30

30

30

30

30

30

                       

 

10.2.8 Численность обучающихся

 

Численность обучающихся

Источник финансирования

Бюджетные ассигнования федерального бюджета

Бюджеты субъектов РФ

 

Местные бюджеты

Договора за счет физических лиц

Договора за счет юридических лиц

Всего,

в т.ч. по курсам

1

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

3

1

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

 

10.2.9 Направления научной (научно-исследовательской) деятельности

 

В соответствие с Уставом института, утвержденным приказом Федерального агентства научных организаций от 08.12.2014 №1168, институт выполняет фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования по следующим направлениям:

- создание новых методологий и методов органического синтеза, в том числе асимметрического, с целью получения новых органических соединений, металлокомплексов и кластеров, а также функциональных материалов (включая полимерные, высокоэнергетические и наноматериалы) с ценными свойствами для различных отраслей техники, обороны, медицины и сельского хозяйства;

- установление общих закономерностей органического катализа, создание новых каталитических систем;

- разработка научных основ и методов ресурсосберегающей и экологически безопасной переработки природного органического сырья и вторичных материалов.  

 

10.2.10 Основные результаты научной (научно-исследовательской) деятельности

 

Основные результаты за последние 5 лет

1. Важное практическое значение имеют выполняемые совместно с Институтом гриппа Минздравсоцразвития (г. Санкт-Петербург), Институтом военной медицины (г. Санкт-Петербург) и Вирусологическим центром Министерства обороны (г. Сергиев Посад) работы по созданию нового семейства противовирусных препаратов в ряду азотсодержащих гетероциклов и их нуклеозидов, в том числе активных в отношении вирусов А(Н1N1), А(H5N1) и других опасных инфекций.

Совместно с НИИ гриппа МЗ РФ при финансовой поддержке завода «Медсинтез» (г. Новоуральск Свердловской области) и «Уральского центра биофармтехнологий» (резидент «Сколково) успешно завершены I - III фазы клинических испытаний противовирусного препарата «триазавирин», получено регистрационное удостоверение Минздрава от 28 августа 2014 г., разрешающее медицинское применение препарата, в конце 2014 г. препарат «триазавирин» поступил в аптечную сеть Екатеринбурга, Москвы  и других городов РФ. Препарат «триазавирин» отмечен золотой медалью международной выставки в Женеве.

2. Совместно с Институтом биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН в рамках проекта РНФ № 14-13-01077 ведутся исследования по синтезу новых биологически активных соединений путем модификации пуриновых оснований аминокислотами, пептидами и хиральными аминами.

          3. В рамках проекта РНФ № 15-13-00077 ведутся работы по разработке методов синтеза новых фторхинолоновых антибиотиков и других производных азинового ряда в качестве перспективных антибактериальных и противотуберкулезных средств (совместно с Институтом фтизиопульмонологии, г. Екатеринбург).

 

Важнейшие результаты фундаментальных исследований в 2015 году

  1. Разработан эффективный метод повышения фоточувствительности TiO2

 посредством конъюгации наночастиц CdS. Композиты CdS/TiO2 получены золь-гель методом при использовании в качестве среды стабильного коллоидного раствора наночастиц CdS. Проведена оценка фотокаталитических свойств композитов CdS/TiO в видимой области спектра, используя в качестве аргумента две реакции окисления: этанола до ацетальдегида (λ > 420 нм) и гидрохинона до хинона (λ = 440–460 нм) (Рис.).

Установлено, что при парциальном окислении этанола синтезированные композиты CdS/TiO проявляют высокую активность и стабильность, их квантовая эффективность зависит от мольного соотношения CdS:TiO2 и составляет ~ 2% (0.81 ммоль/ч). Показано, что степень превращения гидрохинона не зависит принципиальным образом от структуры CdS/TiO и составляет ~ 60%.

  1. Установлены основные закономерности термического сольволиза в среде

каменноугольного пека термореактивных фенольных и эпоксидных смол, активация деструкции полимеров, перенос водорода от растворителя к фенольным продуктам деструкции.  На основе полученных результатов разработан новый подход к утилизации полимерных композитных материалов (ПКМ) с получением химического сырья и регенерацией наполнителя ПКМ.

  1. С целью создания доступных краун-эфир-содержащих сорбентов разрабатываются

подходы к фиксации молекул дибензо-краун-эфира на полимерной или неорганической подложке. Разработан новый метод синтеза дибензо-краун-эфиров, отличающийся от известных использованием гетерогенного катализатора – оксида наноразмерного металла. За счет повышения хемоселективности процесса выходы продуктов повышаются, снижается продолжительность процесса, отпадает необходимость в использовании инертного газа, упрощаются процессы выделения промежуточных и целевых продуктов реакции. Метод позволяет использовать вместо дорогих дитозилатов олигоэтигенгликолей их галогенпроизводные. Запатентованы процессы получения дибензо-краун-эфиров, а также полупродуктов их получения. Разработаны методы синтеза замещенных дибензо-краун-эфиров, содержащих хлорметильные группы, удобные для химической иммобилизации краун-эфиров на полимерную или неорганическую подложку.

 

10.2.11 Научно-исследовательская база

 

При научно-исследовательской деятельности аспиранты могут использовать уникальное научное оборудование, имеющееся в институте.

 

10.2.12 Результаты приема на обучение по ООП (средний балл) 

 

Год приема

Источник финансирования

Бюджетные ассигнования федерального бюджета

 

Бюджеты субъектов РФ

 

Местные бюджеты

Договора за счет физических лиц

Договора за счет юридических лиц

2014

3.67

-

-

-

-

2015

Нет приема

-

-

-

-

2016

Нет приема

-

-

-

-

 

10.2.13 Результаты перевода, восстановления и отчисления в процессе обучения по ООП

 

Год обучения

 

Источник финансирования

Бюджетные ассигнования

федерального бюджета

Бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты

Договора за счет физических лиц

Договора за счет юридических лиц

перевод

восстановление

отчисление

 

 

 

 

2014

Нет

Нет

Нет

Нет обучающихся

2015

Нет

Нет

Нет

Нет обучающихся

2016

Нет

Нет

Нет

Нет обучающихся

 


Вход в личный кабинет
Логин
Пароль
 Запомнить


Буклет ИОС
Буклет института
(9 Мб, PDF)






4-я российская конференция по медицинской химии с международным участием
МедХим-Россия 2019




-Єx%‚* title=


К началу страницы